На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

История

1 подписчик

История безумного императора, или Правление Калигулы

Когда молодой Калигула пришел к власти в империи, многие доверились ему. Все помнили царство террора и были сыты по горло нелюбимым императором Тиберием. Однако после недолгого периода восстановления справедливости император начал впадать в безумие. Его самые гнусные решения и распутная жизнь сделали его одним из самых жестоких и ненавистных правителей Рима.

Золотая монета с изображением императора Тиберия.  Фото: cgb (лицензия CC BY-SA 3.0)

Детство и юность. Счастливые годы

Младший сын римского лидера Германика родился Гаем Юлием Цезарем Августом Германиком в 12 году нашей эры. Это был 39-й год правления Октавиана Августа и относительно спокойное время для недавно созданной империи. Однако страна росла, и на границе требовались войска. Для немцев это не было мирным временем.

Вскоре после рождения Гая вся семья двинулась с легионами к Рейну, где нужно было поддерживать порядок. Только Германик смог подавить мятеж в римских рядах и продолжить завоевания (ср. — Jaczynowska M., 1995: p. 229).

Здесь прошли лучшие годы семьи и, пожалуй, единственный счастливый период в жизни позднейшего императора. Родители и солдаты обожали младшего сына Германика. Именно тогда он получил прозвище Калигула, что означает «ботинок». Маленький мальчик был одет в соответствующий костюм легионера с миниатюрными сандалиями «калига», типичными для римских солдат. (Светониуш, 2002: стр. 6)

В 14 году нашей эры умер император Август, и его место занял дядя Германика (а также приемный отец) — Тиберий. В результате браков, кровных связей и актов усыновления вся семья Калигулы состояла из потенциальных кандидатов в наследники императора. Хотя это, несомненно, было честью для честолюбцев, но приносило им больше бед, чем пользы.

Калигуле было всего семь лет, когда его отец умер в 19 году нашей эры. Согласно Светонию, он был отравлен по приказу тогдашнего императора Тиберия. Это не исключено, учитывая, что Германика обожали во всей империи, а после смерти Августа легионы пытались возвести его на императорский престол. После смерти Германика его жена Агриппина с шестью детьми вернулась (к сожалению) в Рим.

Жестокий конец идиллии

В Риме Агриппина вступила в конфликт с Тиберием. Император не хотел позволять ей снова выйти замуж, потому что боялся новой соперницы. Наконец, в 29 году нашей эры она была обвинена в измене и сослана со своим старшим сыном Нероном. Последний, вероятно, покончил жизнь самоубийством. Второй брат, Друз, через год был заключен в тюрьму по аналогичным обвинениям (он фактически вступил в сговор против Тиберия с сенатором Сеяном — см. Potter D., 2013: p. 48). Он умер от голода в 33 году нашей эры. В том же году такая же смерть постигла их мать Агриппину.

Тем временем Калигула Тиберий отдался бабкам — Ливии, а после ее смерти — Антонии Младшей. Сам император переехал в это время на Капри. В 31 году он завербовал молодого Гаюша Калигулу под свою опеку. Он не убил его, как его братьев. Он также пощадил трех своих сестер. Что касается последнего сына Германика, то у него были другие намерения.

Бюст Калигулы и рядом с ним попытка воссоздания оригинальной полихромии, фото: Джаграм Лахар.  (лицензия CC0)

Рождение монстра? Жажда мести

Учитывая все, что случилось с Калигулой и его семьей, неудивительно, что мальчик задумал отомстить старому императору. (см. — Светонюш: с. 7) Однако последние годы научили его хорошо скрывать свои намерения. Ведь он не хотел разделить судьбу своих братьев и матери.

Хотя Калигула планировал убить Тиберия, мы не знаем, был ли он виновен в его смерти. Все больше людей ждали жизни Императора, будь то из-за жажды власти или из-за ненависти. Сын Германика был умным и сдержанным человеком. Он мог сыграть послушного внука и получил больше, чем удовлетворение от мести. Тиберий назначил его и его биологического внука Тиберия Гемелла преемниками своей воли. Император считал, что они должны править вместе. Однако эта воля не была реализована. После смерти Тиберия в 37 г., при каких-то подозрительных обстоятельствах (он потерял сознание и вскоре умер), тогдашний префект претория Макрон признал недействительным завещание императора в римском сенате. Гай Калигула считался единственным преемником.

Седые кардиналы и извращенный дедушка

Прежде чем продолжить рассказ о Калигуле, стоит поближе познакомиться с той средой, в которой он провел свою юность. Жестоко лишив почти всю семью, он довольно рано оказался на суде виновника их смерти.

Тиберий после первых лет царствования в Риме отошел от общественной жизни и поселился на Капри (26). Он оставил власть в руках Сеяна, префекта претория. (Поттер Д.: с. 47) Этот человек годами был доверенным членом семьи, и Тиберий полагался на него даже во время своего правления в Риме. Он назвал его своим «партнером по работе» (Socius Laborum), а в 18 г. перенес в город штаб преторианской гвардии. Это еще больше укрепило положение Сеяна как префекта. В 26 году он практически взял власть над городом и государством. После смерти матери Тиберия Ливии, последнего человека, способного хоть как-то его контролировать, он начал чистку среди политических противников. Именно в эти годы отправляются и умирают два брата и мать Гая. Сеян надеялся устранить других кандидатов-юлианцев и сам занять их место путем усыновления. Однако он потерял доверие Тиберия. В 31 году его обвинили в государственной измене и казнили. Его место занял другой префект претория — уже упомянутый Макрон.

Интрига в борьбе за императорский трон — тема для отдельных томов. Однако стоит осознать, как выглядело окружение позднейшего императора.

Между тем ходили слухи, что Тиберий вел развратную жизнь в своем дворце на Капри. Не все авторы слышат эти слухи. Тем не менее в его окружении могли быть извращения и жестокость. Римские историки, особенно Светоний, были сплетниками и охотно описывали самые странные извращения императоров, особенно династии Юлиев-Клавдиев. Сегодня к их буйным рассказам о распущенности правителей относятся с известной настороженностью. Ведь должно же быть что-то не так. Среди извращений — растление детей и сбрасывание со скал любого, кто попал в императора. (Molenda J., 2020: p. 35) В этих условиях неудивительно, что Калигула предпочел играть кроткого юношу. В то же время это было единственное место, где он научился править и наблюдал, как быть императором.

Император Калигула

Гай ненавидел свое прозвище. Он давно перерос свои детские пинетки и теперь был серьезным претендентом на власть. Возможно, ненависть усиливалась тем, что он действительно был еще очень молод. Ему было всего 24 года, когда он стал императором с помощью Макрона. Он взял власть в атмосфере энтузиазма римского народа. Как я уже говорил, его отца любили, а Тиберия ненавидели. Поэтому толпы искренне болели за его сына Германика в день его коронации.

Первые месяцы правления Гая Калигулы были чрезвычайно многообещающими. Он вернул из ссылки политических противников своего предшественника, уничтожил обвинения в измене со времен Тиберия, при этом наказал некоторых сексуальных насильников. Символическим жестом было лично принести прах брата и матери и похоронить их в фамильной гробнице Августа. (Моленда Дж.: стр. 53)

Надежда на счастливое царствование закончилась, когда Калигула тяжело заболел в ноябре 37 года. Не исключено, что он был отравлен. Некоторые считают, что (независимо от происхождения болезни) он получил повреждение головного мозга, повлиявшее на его последующее поведение. Возможно также, что, испугавшись своей минутной слабости, он понял, что вокруг него есть враги. Именно тогда он изменил свою тактику управления. Во-первых, он избавился от всех подозреваемых из своего окружения. Он убил своего двоюродного брата, будущего соправителя — Тиберия Гемелла, своего тестя Марка Юния Силана и его брата. Не исключено, что он отравил и свою оставшуюся в живых бабушку Антонию Младшую. Даже две его сестры были приговорены к ссылке (третья умерла от лихорадки в 38 г. н.э.). Гнев императора не пощадил бывшего союзника Макрона, который в 38 г.

Преторианцы передают императорскую власть Клавдию после убийства его племянника Калигулы.  Картина Лоуренса Альма-Тадема 1867 года.  (всеобщее достояние)

Прогрессивное безумие правителя

Трудно сказать, в какой мере безумие императора имело клиническую подоплеку, а в какой было попыткой юноши добиться послушания страхом. В 39 г. он вступил в конфликт с Сенатом, стал подозревать и обвинять других сенаторов в измене. Он откопал обвинения со времен Тиберия. В то же время неудачное финансовое управление и расточительная жизнь императорского двора способствовали экономическому спаду. В то время, когда император чрезмерно устраивал пиры и заказывал роскошные здания, у людей заканчивались предметы первой необходимости. Все более эгоцентричный Калигула начал маскироваться под различных богов и требовал для себя божественного поклонения. Он даже потребовал, чтобы ему поставили статую в храме в Иерусалиме. (Jaczynowska M.: p. 231) Его обвиняли в том, что он спал с собственными сестрами и сводил их с другими мужчинами, но и о сексуальных отношениях с некоторыми мужчинами со всего мира. Возможно, культовым примером презрения и безумия Калигулы является то, что он сделал лошадь сенатором и священником.

Его действия все больше били по ближайшему окружению — по сенату, аристократии и, конечно, по ближайшим родственникам. Как и в прошлом против Тиберия, теперь росла неприязнь и ненависть к Калигуле. Он обнаружил и сорвал один заговор в Сенате, а несколько потерпели неудачу. В этих условиях, однако, успешная попытка была лишь вопросом времени. Наконец, убийцей императора стал Кассий Херея, преторианский военный трибун. Черея был выдающимся полководцем, спасшим семью Калигулы во время восстания в Германии. Однако молодой император относился к нему оскорбительно и вызывающе. Бывший друг Германика, наконец, решил убить своего сына. Убийство он совершил вместе с другими заговорщиками, зарезав императора ножом, когда тот возвращался с январских игр. (Светониуш: стр. 29-30) Это было 24 января 41 года.

Наследие Калигулы

Калигула, следующий за императором Нероном, стал иконой римской жестокости и извращения. Если хотя бы половина того, что писал о нем Светоний, правда, то это была заслуженная судьба. С другой стороны, трудно сопротивляться чувству, что многого от этого следовало ожидать. Можно ли сказать что-нибудь хорошее о Калигуле? Это определенно трагическая фигура. Хотя это не оправдывает его действий, но позволяет нам лучше понять, почему он был, кем он был. В последнее время историки пытаются лучше понять психологию его действий. Может быть, то, что говорили современники, было цветным? (Molenda J.:s. 10-11) Многое зависит от того, с чьей точки зрения мы смотрим. Однако биография Калигулы не могла привести к счастливому концу ни для него самого, ни для его подданных. Жестокое и преждевременно прерванное детство, задержание на суде мучителя, который также был единственным путем к власти. Кроме того, возможный страх и травма, вызванная всем, что там произошло. Затем более легкий доступ к почти неограниченной власти (еще в очень юном возрасте). Все эти факторы как рецепт безумного императора и тирана. Неудивительно, что многие сенаторы еще долго будут тосковать по временам республики.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх